Детский психолог, логопед и дефектолог Центра “Шаг Вперёд” проводят раннюю диагностику и осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3-х лет с нарушениями в развитии по индивидуально-ориентированной программе обучения.

  • Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Психологические и речевые особенности у детей раннего возраста (1-3 года).

Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).

  • Интенсивно формируется сенсомоторное развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
  • Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).
  • Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.6
  • Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления
  • Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и прочее.
  • Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых)
  • Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).
  •  
  • Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).
  • Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции
  • Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций
  • Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма
  • Возникает кризис 3-х лет, как утверждение самостоятельности.
  •  
  • Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги у детей дошкольного и школьного возраста (неуспеваемость, сниженная познавательная активность, неуверенность в себе, нарушения в общении, гиперактивность детей и т.д.), нужно искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте если и является возможной, то представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

К воспитанию и развитию каждого ребенка необходимо относиться с большим вниманием с самого раннего возраста. Каждый ребенок рождается уникальным человечком, у него свои способности и наклонности, которые необходимо развивать.

Программы нашего центра ориентированы
на развитие:

  • эмоционально-личностное общение
  • развитие перцептивно-моторной деятельности
  • развитие предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка
  • формирование начальных ориентировочных реакций
  • формирование эмоционально-личностного общения
  • становление зрительно-двигательных координаций
  • понимание обращенной речи и стимуляция лепетных диалогов
  • активизацию познавательного интереса к окружающим людям и предметам
  • развитие и активизация общих движений
  • развитие предметных действий и предметной деятельности
  • интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи
  • овладение различными навыками в процессе подражания
  • становление представлений о себе
  • формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности.
  • Совершенно своеобразно происходит последовательность развития у ребенка с различными неврологическими, психическими, хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями. Хорошо известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация дефектов, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития

Предлагаемые программы центра разработаны для своевременного выявления, коррекции и развития отклонений психоэмоционального, психомоторного, речевого и интеллектуального состояния детей раннего дошкольного возраста.

В процессе реализации программы специалистами проводится работа как с детьми, так и с их родителями. Для родителей предусмотрено проведение анкетирования, бесед и консультаций с детским психологом и с другими специалистами.

Программа предусматривает:

1.Психолого-педагогическую диагностику

2.Комплексные занятия (в зависимости от нарушения) с специалистами:

• логопед, логопед-дефектолог,

• дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдолог),

• детский психолог, семейный психолог,

• физическое воспитание детей ( ЛФК, АФК),

• педагог по ИЗО

Формы занятий:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Практические занятия для родителей.

3. Индивидуальные занятия с родителями и ребенком.

4. Индивидуальные занятия ребенком.

5. Подгрупповые занятия.

В работе с вашим ребёнком нами
используются методы:

Игровая терапия

– метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно – развивающего сопровождения дошкольников с церебральным параличом обусловлена, во- первых, тем, что игра для них остаётся наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во- вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения. В третьих, в игре ребёнок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребёнка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым.

Задачи игровой терапии:

– укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самооценки;

– развитие способности эмоциональной саморегуляции;

– восстановления доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок – взрослые», «ребёнок – ребёнок»;

– коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» – концепции;

– коррекцию и профилактику поведенческих отклонений .

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально- волевую сферу личности ребёнка.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры- драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации.

 

Песочная терапия

-один из психотерапевтических развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Специалисты рассматривают песочную терапию в качестве эффективного метода помощи ребёнку:

-адаптации к любым серьёзным изменениям в жизни, таким как поезд, смена коллектива, рождения сестры или брата;

– при переживании любых травмирующих ситуаций, таких как утрата, развод родителей;

-в гармонизации внутреннего эмоционального состояния, например, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности;

– в обретении уверенности в себе и более устойчивой самооценки.

Сказкотерапия

Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей. Песочная терапия с помощью активного воображения и творческой символической игры является практическим, основным на опыте методом, который может создать мостик от бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к физическому, и от невербального к вербальному. Композиция, построенная ребёнком, используется психологом для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств. Использование песочной терапии в работе психолога позволяет снять у детей чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, вернуть доверие к людям. С помощью этого метода психолог добивается, чтобы дети ощущали себя в эмоциональной безопасности, приобретали адекватные способы адаптации в окружающем мире, учились лучше понимать себя и других. Специалист помогает ребёнку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

Арт-терапевтический метод

– основан на использовании различных изобразительных средств. Процесс изобразительного творчества является источником активного коррекционно- развивающего воздействия на формирование личности ребёнка. Организация совместной с взрослым творческой деятельностью (рисование) обеспечивает развитие коммуникаций ребёнка с окружающим миром, создание мотивационной основы деятельности, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений об окружающем и их отражение в движении, рисунке, речи.

Выделяются этапы работы: вводный,
основной и заключение.

На вводном этапе:

-активизируется сенсорная сфера малыша (ощущения разной модальности, все виды восприятия, способы сенсорного обследования);

-устанавливаются первичные коммуникации в процессе совместной с взрослым деятельности(эмоциональные, ситуативные, предметные);

-организуются различные способы коммуникации;

-стимулируются различные способы эмоционального реагирования на ситуацию взаимодействия.

Основной этап работы заключаются в ознакомлении ребёнка с различными способами получения плоскостного изображения.

На этапе заключения реализуется творческое воображение, совершенствуются основные технические приёмы рисования, т.е.исполнительства