Автор составитель: Сахаровская Ольга Павловна.

«Ребёнок меня не слышит! Слух проверяли, всё в порядке. Что делать?», «Ребёнку 5 лет, а он не запоминает мои просьбы. Прошу сходить на кухню, взять стакан с соком и салфетки. На полуслове он убегает и приносит только сок. Тоже самое происходит, когда мы садимся заниматься.»,«Когда занимаюсь с ребёнком, такое ощущение, что он меня игнорирует. Делает только то, что ему нравится. Нужна консультация детского психолога или занятия с логопедом-дефектологом? Ребёнку 4 года.» – с такими вопросами приходят родители к логопеду, дефектологу, психологу. Одна из причин такого поведения –это недоразвитие слухового внимания и памяти, низкая концентрация и устойчивость слухового внимания, недостаточная переключаемость и объём слухового внимания.

Слуховое внимание -умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память –умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.

Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз. Уже к трем годам дети имеют достаточный объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать,понимать и различать любые звуки не возникает сама собой даже при нормальном физиологическом слухе. Слуховое внимание и память нужно целенаправленно развивать. В работе логопеда данный этап является подготовительным для развития фонематического слуха и дальнейшей коррекции нарушений речи.

При развитии слухового внимания можно использовать звучание:

– музыкальных инструментов

– игрушек

– других различных предметов.

Ребёнку необходимо научиться определять:

– какой инструмент звучал

– направление звука звучащего инструмента

– воспроизводить ритм звучания.

Развитие слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так:

– сначала познакомьте ребёнка с звучанием, например,гармошки или бубна. Завяжите ребёнку глаза или предложите отвернуться в сторону. Поиграйте на одном из этих инструментов, а затем попросите ребёнка найти тот инструмент, на котором вы играли;

– объясните ребенку, что собачка будет играть на дудочке, а кошка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет;

– сначала поиграйте на гармошке, затем подудите в дудку, потом постучите в барабан. Спросите у ребенка, какой инструмент звучал первым? Какой инструмент звучал после гармошки? Какой инструмент звучал последним? Если ребенок не может сказать, пусть покажет;

– подуйте в дудочку сначала коротко (У), затем долго(УУУ…). Попросите ребенка повторить;

– постучите в барабан быстро, затем медленно.Предложите ребенку повторить;

– попросите ребенка топнуть, когда раздастся звук(любой инструмент);

– предложите ребёнку хлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен;- попросите ребенка топнуть, когда услышит звук дудочки и хлопнуть в ладоши, когда услышит звук бубна.

Развитие слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, погремушка и т.д.) и на издаваемых различными предметамизвуков (свист в пузырёк, в ключ, удары молоточком по дереву, по стеклу, разрывание или смятие листа бумаги, постукивание металлической ложкой по стакану и т.д.).Проводится так же, как и с музыкальными инструментами.

Определение направления звука инструмента (или игрушки). Рекомендуется проводить с группой детей или, когда вся семья дома. Участники располагаются в разных частях комнаты. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей играет на каком-либо инструменте.Малыш узнает и указывает, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма(хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т.д.) проводится так:

– взрослый ударяет в ладоши 2 раза и просит ребёнка сделать столько же хлопков. Затем задание усложняется: II, I-II, II-I, I-III, III-I, II-II, и т. д.

– взрослый стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребёнка повторить ритм. Затем задание усложняется: I-I, II, I-II, II-I, I-III, III-I, II-II, ит. д.

Правильное выполнение задания ребёнком может говорить о том, что он научился внимательно слушать.

Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям.С этими упражнениями вы можете ознакомиться в рекомендациях«Развитие фонематического слуха».

Проверив слуховое восприятие и память у ребёнка, вы можете упражняться и использовать логопедические упражнения самостоятельно дома или пройти логопедический курс подготовки по Программам:

«Создание психологической готовности к вызыванию звуков речи» для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

«Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».