Автор составитель: Сахаровская Ольга Павловна, учитель-логопед.
Перед нами, специалистами Центра «Шаг вперёд», стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.
Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушениями речи, посещающие дошкольные учреждения, нередко не в состоянии усвоить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений об окружающем мире и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.
В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших своевременной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.
Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом развитии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.
Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сходных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых несформированных словообразований и видовых понятий. В самостоятельной речи у этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д.Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны логопеда, не готовы к обучению в школе и становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими. У школьников выявляются различные ошибки письма (дисграфия), отличные от орфографических ошибок, нарушения чтения (дислексия). Поэтому вам, уважаемые родители, логопед предлагает цикл консультаций на темы:
*Артикуляционная гимнастика. Рекомендации логопеда. Упражнения.
*Развитие речевого дыхания. Рекомендации логопеда. Упражнения.
*Развитие фонематического слуха. Рекомендации логопеда. Упражнения.
*Развитие зрительного внимания и памяти.
*Развитие слухового внимания и памяти. Рекомендации логопеда. Упражнения.
*Расширение активного и пассивного словаря.
*Развитие лексико –гамматических форм языка.
*Развитие мелкой и общей моторики
Вы можете упражняться самостоятельно дома или пройти на занятиях логопеда динамический курс подготовки по Программам:
· «Создание артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».
· «Создание фонематической готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет».
· «Создание психологической готовности к вызыванию звуков речи» для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
· «Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».
Составитель: Сахаровская О.П., логопед-дефектолог.