Автор составитель: Сахаровская Ольга Павловна, учитель-логопед.
Ранняя диагностика (до 3-х лет) и комплексная коррекция отклонений развития детей на занятиях логопеда, дефектолога, детского психолога.
Проблема ранней помощи детям в коррекционной педагогике в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Новорожденные имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, синдромы двигательных нарушений, гипервозбудимость и др.). В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. Диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. выраженных нарушений не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Длительные наблюдения специалистов (логопеды, дефектологи, неврологи, детские психологи) показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные нарушения: задержка психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), алалию, дизартрию и другие. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.
Задержка в психо-речевом, психо-моторном развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. В раннем возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений:
– двигательная сфера: (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности),
– строение и функционирование артикуляционного аппарата: (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ),
– состояние голоса: (монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности),
– состояние дыхания: (неглубокое, аритмичное),
– эмоциональная сфера: (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении с взрослыми людьми).
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скоррегировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество.
Специалистами Центра «Шаг вперёд» составлена и апробирована программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском в отставании (дефектолог, логопед, клинический психолог).
Программа направлена на выявление отклонений в раннем развитии ребенка, точность диагностики, своевременную, качественную коррекцию, с учетом компенсаторных возможностей малыша, позволяющие родителям надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.
Система занятий включает в себя следующие основные направления коррекционной работы:
· развитие эмоциональных реакций;
· развитие зрительного и слухового восприятия;
· развитие движений руки и действий с предметами;
· формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
· нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и логопедического массажа, артикуляционной гимнастики;
· развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей. При этом предполагается постепенное усложнение приёмов, направленных на развитие речи и формирование всех психических функций ребёнка. Интересные мотивационные приемы, использование эмоционального, музыкального, четкого речевого оформления и логически обусловленная смена детской деятельности составляют новизну подхода к проведению занятий с малышами, имеющими системные нарушения.
Автор-составитель: Сахаровская О.П., логопед-дефектолог.